"За всяким большим состоянием кроется преступление" Бальзак.
Эти слова служат эпиграфом к одному поистине великому произведению, автором которого является Марио Пьюзо. Выходцу из семьи итальянских эмигрантов удалось создать не просто гангстерский боевичок, он описал историю семьи, и пусть эта семья является ярчайшей представительницей преступного мира, в книге главное не это. Не перестрелки, погони, убийства приковывают внимание миллионов читателей, а внутренний мир персонажей. Читая книгу, начинаешь не только понимать причину поступков героев, начинаешь сочувствовать им, сопереживать. Власть, которая не приносит правосудия против Крестного отца, который наказывает виновных, защищая обездоленных. Марио Пьюзо упрекали в том, что он с симпатией относится к преступлениям, совершаемым его персонажами. Члены семьи Корлеоне скорее выглядят героями, пытающимися выжить в условиях, когда правительство не способно регулировать происходящее в стране.
Однако, чтобы понять и прочувствовать позицию автора, нужно прочитать эту книгу. Прочитать целиком, от корки до корки. Эта книга - философия жизни (конечно не нужно преувеличивать, и видеть в этой фразе призыв к незаконным действиям и поддержку насилия). Вито Корлеоне, прибегая к жестким мерам никогда не являлся их сторонником, но вот его внутренняя сила, его умение сохранять спокойствие - вот то, чему действительно нужно учиться. "Крестного отца" хочется разобрать на цитаты, и следовать некоторым из них, как законам жизни.
Отдельно хочется сказать об экранизации. Фильм "Крестный отец" режиссер Френсис Форд Коппола снял в 1972 году, через 13 лет после выхода книги. Американский институт киноискусства считает эту экранизацию лучшим гангстерским фильмом. Картина получила три премии Оскар: лучший фильм, лучший сценарий (адаптация), лучшая главная мужская роль (Марлон Брандо) — и ещё 19 различных наград и 17 номинаций. Также фильм занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа. Картина, бюджет которой составил 6 миллионов долларов прокате собрал более 250 миллионов. Довольно весомый послужной список. Марлон Брандо и Аль Пачино бесподобно сыграли свои роли, музыка из фильма известна, наверное, каждому, фильм принес мировую известно всем, кто участвовал в создании картины. Но всегда будет оставаться актуальным вопрос, а может ли этот фильм сравниться с оригиналом, с книгой Марио Пьюзо. Стоит заметить, что Пьюзо активно участвовал в создании фильма и знал обо всех изменениях. А изменения эти есть и они довольно существенны. Например в книге у Майкла и Кей двое сыновей ("В парковой резиденции ее, по возвращении из больницы, встречали как принцессу"), в фильме же у них сын и дочь. В фильме исчезли многие персонажи, а роль некоторых была сведена к минимуму: Джонни Фонтейн, Люси Манчини, Рокко Лампоне, Ал Нери, доктор Джулиус Сегал, Нино Валенти, доктор Тацци. На мой взгляд очень важным является отсутствие сцены, в которой Том Хейген видит маленькую девочку, предназначенную для Джека Вольца. Этот момент полностью меняет отношение к Вольцу, и если в фильме он выглядит скорее жертвой (пришли, начали угрожать, не получили то,что хотели и убили лошадь, которая стоит безумные деньги), то в книге он выглядит человеком, получившим по заслугам. Этот человек не считается с другими, не думает, что будет с теми, кем он попользовался, а потом выкинул, так почему же кто-то должен считаться с ним? Подобных различий довольно много, а ведь именно они и формируют отношение к героям.
Если сравнивать фильм и книгу, то преимущество книги, для меня, очевидно. Однако фильм, Френсиса Копполы - шедевр, поэтому нужно и книгу прочитать и фильм посмотреть, а уж потом сравнивать, критиковать и решать, что нравится больше.